История гимнастики художественной

Значительный вклад в научное обоснование физического воспитания девушек внесли французские педагоги Жорж Демени и Франсуа Дельсарт. Идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан. Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику.

Наряду с гимнастикой выразительных движений в конце 19 в. стала популярна ритмическая гимнастика, одним из создателей которой был профессор Женевской консерватории Жак Далькроз. Он разработал три группы упражнений: ритмические движения, упражнения для тренировки слуха и импровизированные действия, которые воспитывали у занимающихся музыкальность и слух. Вначале ритмическая гимнастика была средством воспитания музыкантов и артистов, позднее стала применяться в области физического воспитания.

Художественная гимнастика — достаточно молодой вид спорта, который обязан своим появлением мэтрам балета прославленного Мариинского театра. За сравнительно небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал общемировую признательность и имеет многочисленных поклонников по всему миру.

 

В 1913 году в Ленинградском институте физической культуры имени П.Ф.Лесгафта была открыта высшая школа художественного движения. Первыми педагогами ее стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию: «эстетической гимнастики» Франсуа Дельсарта, «ритмической гимнастики» Эмиля Жака дель-Кроза, «танцевальной гимнастики» Жоржа Демини и «свободного танца» Айседоры Дункан. Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.

 

В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1984 года — олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако с конца XX века, благодаря усилиям японских гимнастов, стали проводиться соревнования и между мужчинами.

 

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В период с 1963 по 1991 чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 по 1992, проводились чемпионаты Европы. С 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно.

 

1980 г. стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Олимпийская же история художественной гимнастики начинается в 1984 году, когда первое Олимпийское золото завоевала в Лос-Анжелесе канадка Лори Фанг.

Спустя четыре года олимпийской чемпионкой в Сеуле стала белоруска Марина Лобач, украинка Александра Тимошенко одержала победу в Барселоне, в Атланте украинка Екатерина Серебрянская, в Сиднее – россиянка Юлия Барсукова, в Афинах – россиянка Алина Кабаева. Начиная с Олимпийских Игр в Атланте, художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.

 

Белорусская школа художественной гимнастики давно является одной из лучших в мире. В далеком уже 1988 году на Играх в Сеуле олимпийской чемпионкой в этом виде спорта стала белорусская грация Марина Лобач.

В суверенной истории белорусского спорта наши "художницы" завоевали 6 олимпийских наград:

на XXVII Олимпийских играх в Сиднее (2000 г.) Юлия Раскина и команда группового упражнения поднимались на вторую ступень пьедестала;

на XXIX Олимпийских играх в Пекине (2008 г.) Инна Жукова завоевала серебро, команда группового упражнения – бронзу;

на XXX Олимпийских играх в Лондоне (2012 г.) Любовь Черкашина завоевала бронзовую медаль, серебро завоевала команда группового упражнения.